Среда, 18.06.2025, 22:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Дошкольная психология

Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [12]
Популярная психология. [0]
Развивающие книги для детей [0]
Детское творчество [0]
В данном разделе вы найдете книги по рисованию, лепке, конструированию для детей.
Презентации для детей [0]
Психология [0]
В данном раздели подобраны книги , необходимые в работе каждого психолога.
Документы [13]
Документы необходимые в работе педагогу-психологу
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И ТРЕВОЖНОСТЬ

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И ТРЕВОЖНОСТЬ

особенности застенчивых и тревожных детей-дошкольников

Эффективность помощи психолога определяется пра­вильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно по­нять, что именно мешает человеку жить, взаимодей­ствовать, так как внешние проявления различных про­блем могут иметь сходство. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и но­вой обстановкой. Тем не менее, это различные пробле­мы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивых детей не видно в группах, они послуш­ны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, под­вержены их влиянию. Многие взрослые считают их хо­рошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает диском­форт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказыва­ется от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блоки­руют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к другому, попро­сить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негатив­ную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, по­щипывания, навязчивые движения и т. д.).

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возра­сте она препятствует налаживанию контактов, достиже­нию успехов в личностной и профессиональной сфере.

Можно предположить, что мнение о заниженной са­мооценке у застенчивых детей является ошибочным. Эк­спериментальные исследования свидетельствуют, что за­стенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие отно­сятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей сте­пени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание детей в стиле «Зо­лушки», нарушение личностного взаимодействия между детьми и взрослыми (как родителями, так и педагога­ми) способствуют выработке у него психологической за­щиты, заключающейся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».

Застенчивость часто встречается у единственных в се­мье детей, у которых по той или иной причине был огра­ничен круг общения.

Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно конт­ролировать своих детей, способствует тому, что дети по­степенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехо­роших и злых. Такая установка, в зависимости от лич­ностных особенностей ребенка, развивает либо агрессив­ность, либо застенчивость. Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дош­кольного возраста является неадекватный стиль воспи­тания в семье.

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчиво­сти. По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной1, тре­вожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой сис­темы требований, наличием тревожности у самих взрос­лых. Механизм тревожности заключается в том, что ре­бенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ТРЕВОЖНЫМ И ЗАСТЕНЧИВЫМ ДЕТЯМ

Работа психолога непосредственно с застенчивыми деть­ми должна вестись в нескольких направлениях:

Первый диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами (табл. 13).

Таблица 13

Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей-дошкольников

 

 

Методика, автор

Дети

 

1. «Лесенка» О. Хухлаевой 2. Рисунок семьи 3. КРС 4. Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена)

Родители

 

1.АСВ 2. Тест на оценку уровня тревожности А. И. Захарова

 3. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд

 4. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко

Педагоги

 

1. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд 2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спе­шить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематически при­ходить в группу/проводить наблюдения, беседовать с пе­дагогом, проводить игры и участвовать в них.

Когда ребенок сможет более или менее свободно кон­тактировать с психологом, можно начинать индивиду­альную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захо­чет выполнять задания. Тогда можно предложить поиг­рать, порисовать, т. е. заняться тем, чем он захочет, и постараться включить задания в контекст игры или, в край­нем случае, отложить их.

В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы куклотерапии.

Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу — через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять вни­мание на малыше, так как это только смутит его. Поэто­му помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться.

Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослы­ми. Этот момент можно также использовать для разви­тия уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.

Просьба, обращенная к застенчивому ребенку (как и вообще к детям дошкольного возраста), должна содер­жать конкретные задания. Важно, чтобы она была выс­казана спокойным, мягким голосом, содержала обраще­ние по имени и сопровождалась ласковым прикосновени­ем. В общении с застенчивыми детьми необходимо ис­ключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное — это тактичность и терпение.

Эффективный способ расширения поведенческого ре­пертуара застенчивого ребенка — это привлечение ассис­тента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью, доброжелательностью и сумеет вов­лечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятель­ность. Но его тоже необходимо подготовить: провести бе­седу, проиграть типичные ситуации.

 

                                               рекомендации родителям

Особое внимание нужно уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семей­ных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями.

Рекомендации родителям застенчивого ребенка и пе­дагогам должны включать следующие моменты:

В непосредственной работе с детьми можно использо­вать следующие приемы и методы:

а) обучение способам расслабления;

б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.);

в) подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование для выявления и отработки страхов;

е)  использование элементов сказкотерапии, художе­ственных произведений с ярко прорисованными харак­терологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: vfif (09.02.2011)
Просмотров: 6288 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Trormaree  
0
After getting more than 10000 visitors/day to my website I thought your psixologi-a.ucoz.ru website also need unstoppable flow of traffic...

Use this BRAND NEW software and get all the traffic for your website you will ever need ...

= = > > http://mass-autopilot-traffic.net

In testing phase it generated 867,981 visitors and $540,340.

Then another $86,299.13 in 90 days to be exact. That's $958.88 a
day!!

And all it took was 10 minutes to set up and run.

But how does it work??

You just configure the system, click the mouse button a few
times, activate the software, copy and paste a few links and
you're done!!

Click the link BELOW as you're about to witness a software that
could be a MAJOR turning point to your success.

= = > > http://mass-autopilot-traffic.net

2 web traffic  
0
Best backlinks and website traffic service - we publish your marketing message up to 100'000 forums worldwide. Price starting just from $29

Your psixologi-a.ucoz.ru website will get thousands of visitors/day using best backlink service available. See proof how web traffic increased from 400 to 4000 visitors/day and how your website can get same results - http://get-more-web-traffic.net

We can post your custom message up to 100’000 forums worldwide, so your site get insane amount of backlinks
and as a result your web page will be ranked #1 positions in search engines and your website will get great amount of free, targeted online web traffic from search engines in very short time.

Most affordable and most powerful service for web traffic and backlinks in the world!

Are you ready to for massive traffic flood to your site? If yes then Order now: http://get-more-web-traffic.net

1 bekunreve  
0
Make $1,000's Weekly with a Health Internet Business of Your Very Own

Now get a complete fully-operational "Health eBiz" in a box!

This amazing site:

* Closes sales automatically for you!

* Has a complete electronic sales manager that makes all upsells for you!

* Collects subscribers and leads automatically!

* Contains a complete "health e-Mall!"

* Contains up to 90 additional income streams!

* Contains several powerful videos!

Has a "live" spokesmodel that walks out onto your visitors' screens and closes up to 396% MORE sales for you!

Includes complete professional set-up by Expert Web Development & Programming Team!

This NEW "Health Biz In a Box" complete and fully-operational website allows you to make all the cash you want from a fully-operational automatic cash-generating web business!

Read how it works here:

=> http://www.home-businessreviews.com/Turnkey-Affiliate-Websites.html

But rumor has it there may be a ceiling on the number of these Internet "health-biz" sites being given out in order to avoid everyone having one and risking market saturation.

Join the ranks of these people above and read how it works by going to:

=> http://www.home-businessreviews.com/Turnkey-Affiliate-Websites.html

Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz