Роль игры в жизни ребенка едва ли можно переоценить,
что два понятия — игра и детство — просто невозможно разделить и изучать их вне
зависимости друг от друга.
Игра ребенка — это очень важная
«работа». Но работа особая, она одновременно доставляет удовольствие, развивает
и обучает, вводит в общество. В игре ребенок моделирует свою взрослую жизнь и
фактически творит самого себя. И родители тоже, организуя игру ребенка,
моделируют и творят его жизнь.
Из детской игры вырастает и
стиль взаимодействия личности с обществом. С этой точки зрения игра является
деятельностью, в которой наиболее полно проявляются личностные особенности
ребенка вообще. Игра ребенка - действительно очень серьезное дело, ведь из нее
вырастает личность взрослого.
Игра дает ребенку знания о
нем самом. Он узнает, что может сделать в мире, в чем силен и, в чем слаб и как
ряд неудач может привести к успеху.
Играя, малыш укрепляет, свои
мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от
избытка энергии, упражняется в решении жизненных задач, учится общаться с
другими людьми и, наконец, познает ценности и символы своего мира. Ребенок в
игре переживает жизнь, пока еще недоступную ему в действительности. Особое
значение игра имеет для развития произвольного поведения малыша. Под
произвольным поведением понимается поведение, независимое от непосредственных
побуждений, свободное как от диктата непосредственных - импульсов, так и от
диктата внешне заданных образцов и эталонов.. В игре рождается и функция
контроля. Играя, с одной стороны, ребенок выполняет свою роль, а с другой —
контролирует свое поведение.
Опыт психологов показывает,
что очень многие проблемы во взаимоотношениях родителей и детей возникают от
того, что родители не дают детям быть естественными в игре — не принимают или
принимают неудачно те роли, в которые играют дети. А роль, которую ребенок
берет на себя в игре, обязательно должна быть прожита полностью, должна быть
реализована! Иначе- часто на долгие годы детская непрожитая игра и роли будут
пробиваться ростками чувства неудовлетворенности сквозь толщу реальной жизни.
Неиграющий или монотонно
играющий ребенок, без выраженной эмоциональной вовлеченности в игру, — очень
важный показатель неблагополучия. Либо в настоящее время ребенок просто устал
или болен, либо есть некоторые изменения в его психическом развитии.
Период жизни малыша, о
котором мы говорим, — это время, когда ведущей деятельностью для ребенка
становится сюжетно-ролевая игра. Практически все поведение ребенка трех — пяти
лет соткано из игры. Ребенок неосознанно и порой едва заметно для родителей
попадает в сказочный мир игры и становится его полноправным властелином. Он
проникает в этот мир постепенно, взяв с собой опыт предметно-манипулятивной
деятельности, которая является ведущей для более раннего возраста. Собственно,
само рождение игры и происходит благодаря манипулированию предметами, когда
предмет постепенно из объекта или орудия манипулирования действия превращается в
участника взаимодействия.
Почему же в этом возрасте игра называется
сюжетно-ролевой?
В игре ребенка этого возраста
всегда происходит развитие какого-либо сюжета, как, например, в театре.
Независимо от того, что делает ребенок: строит замок из песка или мчится на
палочке-коне, в его сознании разворачивается некое действие, имеющее
определенную историю и предполагаемое будущее. И ребенок в настоящий момент —
часть этого сюжета. В этом и заключается сюжетность игры.
А ролевой игра называется
потому, что ребенок в игре создает некую новую роль для себя, то есть в игре он
отстранен от самого себя. Домик строит не он (Миша, Саша), а Строитель. И на
палочке-коне тоже мчится не он, а Всадник. Когда дети играют, они свято верят,
что все это реально. Они с пронзительной искренностью и быстротой «вживаются» в
жизнь героев, в их внутренний мир, который сами и создают.
Игра очень значима и в
социально-психологическом плане, а именно в плане взаимоотношений ребенка и
взрослого. Если вне игры взрослый для ребенка либо не отделен от него, связан с
удовлетворением его потребностей (в пище, тепле, защите и т. п.), либо отделен
как безусловный авторитет, как образец для копирования, подражания (что
особенно характерно для обучения), то в игре это отношение в корне меняется.
Ребенок, играя во взрослого, изображает его действия. Причем не просто отражает
и копирует мир взрослых, но, создавая образ взрослого, воображая его,
обнаруживает несовпадение его с самим собой. Так рождается понимание ребенком
своей индивидуальности.
Игрушки
У каждого ребенка должна быть
своя особенная игрушка-друг. Именно она поможет ему преодолеть страх
одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается
свет и надо уснуть. Такая игрушка будет болеть с Вашим малышом и пить вместе с
ним горькие невкусные лекарства.
На любимые игрушки дети порой сердятся, наказывают их и даже ломают, забрасывая
в дальний угол, и это нормально. Потому что эти же игрушки малыши вспоминают в
минуты детского горя, достают из угла и ремонтируют, дорисовывают стершиеся
глаза, носы и губы, шьют новые платья, пришивают уши и хвостики.
По совету психологов нельзя заставлять ребенка своими руками выкидывать
сломанные или устаревшие игрушки! Для малыша это символы его развития, с каждой
игрушкой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские
воспоминания, это его друзья.
|