Суббота, 21.06.2025, 09:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Дошкольная психология

Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [12]
Популярная психология. [0]
Развивающие книги для детей [0]
Детское творчество [0]
В данном разделе вы найдете книги по рисованию, лепке, конструированию для детей.
Презентации для детей [0]
Психология [0]
В данном раздели подобраны книги , необходимые в работе каждого психолога.
Документы [13]
Документы необходимые в работе педагогу-психологу
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. ИГРУШКИ, ВЫБОР ИГРУШЕК.

Роль игры в жизни ребенка едва ли можно переоценить, что два понятия — игра и детство — просто невозможно разделить и изучать их вне зависимости друг от друга.

 

Игра ребенка — это очень важная «работа». Но работа особая, она одновременно доставляет удовольствие, развивает и обучает, вводит в общество. В игре ребенок моделирует свою взрослую жизнь и фактически творит самого себя. И родители тоже, организуя игру ребенка, моделируют и творят его жизнь.

 

Из детской игры вырастает и стиль взаимодействия личности с обществом. С этой точки зрения игра является деятельностью, в которой наиболее полно проявляются личностные особенности ребенка вообще. Игра ребенка - действительно очень серьезное дело, ведь из нее вырастает личность взрослого.

Игра дает ребенку знания о нем самом. Он узнает, что может сделать в мире, в чем силен и, в чем слаб и как ряд неудач может привести к успеху.

 

Играя, малыш укрепляет, свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, упражняется в решении жизненных задач, учится общаться с другими людьми и, наконец, познает ценности и символы своего мира. Ребенок в игре переживает жизнь, пока еще недоступную ему в действительности. Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения малыша. Под произвольным поведением понимается поведение, независимое от непосредственных побуждений, свободное как от диктата непосредственных - импульсов, так и от диктата внешне заданных образцов и эталонов.. В игре рождается и функция контроля. Играя, с одной стороны, ребенок выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение.

 

Опыт психологов показывает, что очень многие проблемы во взаимоотношениях родителей и детей возникают от того, что родители не дают детям быть естественными в игре — не принимают или принимают неудачно те роли, в которые играют дети. А роль, которую ребенок берет на себя в игре, обязательно должна быть прожита полностью, должна быть реализована! Иначе- часто на долгие годы детская непрожитая игра и роли будут пробиваться ростками чувства неудовлетворенности сквозь толщу реальной жизни.

Неиграющий или монотонно играющий ребенок, без выраженной эмоциональной вовлеченности в игру, — очень важный показатель неблагополучия. Либо в настоящее время ребенок просто устал или болен, либо есть некоторые изменения в его психическом развитии.

 

Период жизни малыша, о котором мы говорим, — это время, когда ведущей деятельностью для ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Практически все поведение ребенка трех — пяти лет соткано из игры. Ребенок неосознанно и порой едва заметно для родителей попадает в сказочный мир игры и становится его полноправным властелином. Он проникает в этот мир постепенно, взяв с собой опыт предметно-манипулятивной деятельности, которая является ведущей для более раннего возраста. Собственно, само рождение игры и происходит благодаря манипулированию предметами, когда предмет постепенно из объекта или орудия манипулирования действия превращается в участника взаимодействия.

 

Почему же в этом возрасте игра называется сюжетно-ролевой?

 

В игре ребенка этого возраста всегда происходит развитие какого-либо сюжета, как, например, в театре. Независимо от того, что делает ребенок: строит замок из песка или мчится на палочке-коне, в его сознании разворачивается некое действие, имеющее определенную историю и предполагаемое будущее. И ребенок в настоящий момент — часть этого сюжета. В этом и заключается сюжетность игры.

 

А ролевой игра называется потому, что ребенок в игре создает некую новую роль для себя, то есть в игре он отстранен от самого себя. Домик строит не он (Миша, Саша), а Строитель. И на палочке-коне тоже мчится не он, а Всадник. Когда дети играют, они свято верят, что все это реально. Они с пронзительной искренностью и быстротой «вживаются» в жизнь героев, в их внутренний мир, который сами и создают.

 

Игра очень значима и в социально-психологическом плане, а именно в плане взаимоотношений ребенка и взрослого. Если вне игры взрослый для ребенка либо не отделен от него, связан с удовлетворением его потребностей (в пище, тепле, защите и т. п.), либо отделен как безусловный авторитет, как образец для копирования, подражания (что особенно характерно для обучения), то в игре это отношение в корне меняется. Ребенок, играя во взрослого, изображает его действия. Причем не просто отражает и копирует мир взрослых, но, создавая образ взрослого, воображая его, обнаруживает несовпадение его с самим собой. Так рождается понимание ребенком своей индивидуальности.

 

Игрушки

У каждого ребенка должна быть своя особенная игрушка-друг. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. Такая игрушка будет болеть с Вашим малышом и пить вместе с ним горькие невкусные лекарства.
На любимые игрушки дети порой сердятся, наказывают их и даже ломают, забрасывая в дальний угол, и это нормально. Потому что эти же игрушки малыши вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и ремонтируют, дорисовывают стершиеся глаза, носы и губы, шьют новые платья, пришивают уши и хвостики.
По совету психологов нельзя заставлять ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для малыша это символы его развития, с каждой игрушкой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: vfif (09.02.2011)
Просмотров: 1433 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz