Работа педагога-психолога с трудными
детьми и их родителями в ДОУ
В последнее время проблема общения с "трудными детьми"
стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность
"трудных детей" неуклонно растет.
Если в былые годы "трудными детьми" становились по
преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже
в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам
педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Так
кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? На основании анализа
современной научно-педагогической и психологической литературы
понятию - «трудные дети» можно дать следующее обоснование - «наличие у детей или подростков
отклоняющегося от нормы поведения». Для них характерна замкнутость,
отдаленность от родителей и сверстников, проблемы с родителями и педагогами, а
также нередки приступы гнева и ярости. В данном случае выделим следующие
категории детей, относящихся к понятию
«трудные дети».Это:
- тревожные
- гиперактивные
- агрессивные
- импульсивные
- замкнутые
-медлительные дети.
Далее рассмотрим характеристику наиболее часто некоторых
категории детей.
«Тревожные дети»
В психологическом словаре дано следующее определение
тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность,
заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных
жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не
предрасполагают".
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это
эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность
является устойчивым состоянием.
Портрет тревожного
ребенка.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они
боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.
Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к
новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень
самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже
других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут
поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли
в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное
поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают
сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить
тревожного ребенка.
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни
знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако
прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком,
вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной
деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно
попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк
опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную
историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше
предположение.
Причины возникновения тревожности у детей
До настоящего времени еще не выработано определенной точки
зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что
в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в
нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность
развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может
быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями,
либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными )
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят
его в зависимое положение.
Как помочь тревожному
ребенку.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями
и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Рекомендуется
проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных,
наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Как помочь тревожному
ребенку?
Используют в работе с детьми игры-драматизации (в
"страшную школу", например). Сюжеты выбираются в зависимости от того,
какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования
страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью
избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто
выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится
больше контролировать свои эмоции.
Тревожным детям часто
мешает справиться с каким-то заданием страх. "У меня это не
получится", "Я этого не сумею", - говорят они себе. Если ребенок
отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе
малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет
считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка,
который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он
далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.
Теперь попросите его сказать: "Я не могу..." - и
объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. "Я
могу..." - отметить то, что уже сейчас ему по силам. "Я
сумею..." - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия.
Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если
захочет, добьется своей цели.
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят
- это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом
различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача,
какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать,
пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в
основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому
состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц
само собой следует их расслабление.
«Агрессивные
дети»
В психологическом словаре приведено следующее определение
данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред
объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и
моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
(отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и
т.п.)».
Портрет агрессивного
ребенка
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе
встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он
нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки,
намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего
детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Как выявить
агрессивного ребенка
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых,
поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный»
диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной
помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и психологов не составляет
труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных
случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые
разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.
Причины детской
агрессивности
Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой
вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их,
вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее
распространенные причины.
- Неприятие детей родителями
Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не
только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы
агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не
готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям
делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей
- Повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение
положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между
самими родителями.
- Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и
нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями
- Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и
его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное
отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в
какой-то момент обязательно вырвется наружу.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
- Запрет на физическую активность
- Повышенная раздражительность
- Подсознательное ожидание опасности
- Агрессивная реакция может быть связана с личностными
особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться
фактами личного опыта ребенка
Как помочь
агрессивному ребенку
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети
поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их
поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность
выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и
наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Работа воспитателей и
учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и
неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого
рекомендуется использовать следующие игры:
-«мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева»,
«рубка дров».
- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки
владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; для
этого рекомендуется использовать следующие игры:
- «Посчитал до десяти я и решил», «"Гнев на сцене»."
- работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции
и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию,
доверию окружающим;
- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на
тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои сказок)
- прививать конструктивные навыки общения - обучать
адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из
конфликта.
- «создание проблемной ситуации и варианта выхода из нее»,
«слепой и повадырь»
«Гиперактивные дети»
Слово гиперактивность происходит от греческого
hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность
в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском
понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной
активности в школе и дома.
Портрет
гиперактивного ребенка
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным
двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как
«ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают,
перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь
увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по
поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не
свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то
забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть
нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает
игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него
очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные
капризы. Часто ведет себя агрессивно.
Как определить,
является ли Ваш ребенок гиперактивным
Гиперактивность
(СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе
специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить
особенности поведения, определенные симптомы.
Чтобы определить, есть ли у
ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью,
ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины
гиперактивности
Существует много мнений о причинах возникновения
гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей
растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом.
На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во
время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм
родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Общие
рекомендации по работе с ребенком с СДВГ
- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень
хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо
отказаться.
- Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в
трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный
положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот,
расширяют пропасть между родителями и их детьми.
- Организация всей жизни должна действовать на ребенка
успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому
проявляйте одновременно гибкость и упорство.
- Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты
далеки от совершенства.
- Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления
людей. Потому ему полезно играть с одним партнером.
-Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от
переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и
нарастанию гиперактивности.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться
альтернативными предложениями.
Игры для гиперактивных детей
- игры на развитие внимания
"Корректор",
"Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального
напряжения (релаксации);
"Солдат и тряпичная кукла",
"Шалтай-Болтай",психогимнастические занятия
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу",
"Замри"
- игры, способствующие закреплению умения общаться,
коммуникативные игры.
«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы»,
«испорченный телефон».
Работа психолога с родителями
Работа
с родителями является одним из важнейших аспектов работы психологической службы ДОУ, направленной на
сохранение психологического здоровья детей через формирование общего
воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность
воздействия взрослых.
Педагоги-психологи
сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского (в частности,
материнского) поведения. Если у ребенка мама не умеет общаться с ним, не
понимает его нужд, сосредоточена на том, как должно быть, то ребенок – трудный,
в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим
потребностям. Между ребенком и родителем складываются непродуктивные типы
привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жестко –
агрессивные и др.). Необходимо формировать у членов семьи потребность в
психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и
собственного развития.
Для эффективной работы педагога-психолога с семьями воспитанников
мы выделяем следующие направлении:
- Психопрофилактическая работа с родителями.
Цель: Создание
условий для полноценного психического развития ребенка. Виды деятельности:
Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.
- Психодиагностическая работа с родителями.
Цель: 1.
Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его
психического развития, соответствия возрастным нормам, создание
рекомендательных программ индивидуальной работы. Виды деятельности:
Обследование при переходе на новые возрастные этапы.
2. Углубленная
диагностика причин отставаний или отклонений в интеллектуальном и личностном
развитии детей. Виды деятельности: Изучение психофизиологических особенностей
детей, их интересов, склонностей.
- Развивающая и сопровождающая работа.
Цель: Активное воздействие педагога-психолога на развитие
личности и индивидуальности ребенка во взаимодействии с членами семьи. Виды
деятельности: Тренинги, клубные занятия и др.
- Консультативная работа.
1. Цель: Повышение
психолого-педагогической грамотности родителей. Виды деятельности:
индивидуальные консультации, родительские собрания.
2. Повышение
психолого-педагогической грамотности педагогов. Виды деятельности:
индивидуальные консультации, участие в работе педсоветов.
|