Пятница, 20.06.2025, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Дошкольная психология

Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [12]
Популярная психология. [0]
Развивающие книги для детей [0]
Детское творчество [0]
В данном разделе вы найдете книги по рисованию, лепке, конструированию для детей.
Презентации для детей [0]
Психология [0]
В данном раздели подобраны книги , необходимые в работе каждого психолога.
Документы [13]
Документы необходимые в работе педагогу-психологу
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПОРАЗМЫСЛИМ НА ДОСУГЕ

Мышление один из важнейших психических процессов. Это особый вид деятельности ребёнка, характеризующийся познанием, обобщением и отражением окружающего мира. Когда у маленького ученика возникают проблемы в школе, когда появляются трудности с усвоением учебного материала, когда ребёнок не может грамотно ответить на вопрос, начинаются поиски причины. А способен ли ребёнок учиться вообще? Нет ли у него нарушения интеллектуального развития, отклонений. И как преодолеть трудности, как решить серьёзную проблему неуспеваемости, как помочь ребёнку добиться положительных результатов в нелёгком школьном труде? Давайте вместе разберемся.

 

Наиболее существенными операциями мышления являются анализ, синтез, обобщение и абстракция, причём все эти процессы между собой связаны в любом виде умственной  деятельности.

Рассмотрим виды мышления:

Наглядно-действенное мышление — познание через манипулирование или действия с различными предметами прежде всего с игрушками, что присуще маленьким детям Развитие подобного вида мышления особенно интенсивно идёт с 3-4-летнего возраста, являясь ведущим до 4-5 лет. Когда малыш, например, складывает пирамидку, это означает, что он усваивает принцип построения данной модели по определенному образцу. Играя, ребёнок приобретает опыт практической деятельности, постигает свойства и качества предметов, у него формируется база для развития высших психи­ческих функций (внимания, памяти, мышления) в целом, Начинается установление взаимосвязей между предметами, намечаются пути решения самых разнообразных практичес­ких задач.

Наглядно-образное мышлениепознание через представ­ления о предметах и явлениях окружающего мира, форми­руется примерно с 3,5-4 лет и является ведущим до 6-6,5 лет. На этом уровне ребёнку становится доступно при обобщении или классификации предметов учитывать не только главные, но и второстепенные признаки. Основой для развития данно­го мышления служит наглядно-действенное мышление. То есть теперь маленький человек может решать задачи без не­посредственно практических действий, с предметами, пользу­ясь представлениями. Великое достижение — умение «счи­тать в уме», «про себя» — становится доступно ребёнку.

Наглядно-схематическое мышление — качественно но­вый уровень развития, который позволяет ребёнку выделять основные характеристики ситуации, предметов, качеств и на этом основании классифицировать их. Этот вид мышле­ния формируется с 5-5,5 годам и является ведущим до 6— 7 лет.

Наглядно-схематическое мышлениекачественно но­вый уровень развития, который позволяет ребёнку выделять основные характеристики ситуации, предметов, качеств и на этом основании классифицировать их. Этот вид мышле­ния формируется с 5-5,5 годам и является ведущим до 6— 7 лет.

 Словесно-логическое мышлениесвязано с использова­нием и преобразованием понятий, реализуется в формах дос­таточно развитой речи, построенной на обобщениях. Этот вид мышления формируется с 5,5-6 лет и остаётся основной фор­мой мышления у большинства взрослых людей. Однако у дошкольника это мышление не является ведущим — оно толь­ко формируется, находится в стадии развития. Преобладают образное и схематическое мышление, на них-то и нужно будет опираться, подготавливая ребёнка к школе.

Все виды мышления тесно связаны друг с другом. Ребё­нок воспринимает окружающий мир, пытается уяснить себе различия и сходства предметов, пользуется речью, решая различные задачи, для чего необходимы словесные обобще­ния.

 

Мышление, различные мыслительные операции, такие, как сравнение, обобщение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей, классификация,  обяза­тельно нужно развивать. Ребёнка надо учить рассуждать, видеть и понимать взаимозависимости между предметами. Для этого будущий ученик должен уметь понять главную мысль рассказа, предложения, картинки, уметь подбирать предметы по сходству, различию, выделять лишний пред­мет и т.д.

 

Ниже даны образцы заданий, которые нужно выполнить вме­сте с ребенком. Желательно, чтобы аналогичные задания для сво­их детей родители придумывали сами.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Игра «Закончи предложение».

   Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на... (корову, лошадь, козу, собаку). Заяц больше похож на... (волка, кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы... (летают, прилетают). Дети обычно бывают... (ниже родителей, выше родителей). У дерева всегда есть... (ножки, тень, ствол). Больше народа живет... (в деревне, поселке, городе). Обед не может быть без... (одежды, автомобиля, пищи, часов).

Игра «Найди лишнее слово».

   Образец. Стол, стул, шкаф, ма­шина.

Ответ — машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.

Книга, газета, журнал, чашка.

Идти, бежать, стоять, стол.

Чашка, миска, вода, кастрюля.

Дерево, книга, кустарник, трава.

Дом, карандаш, хижина, шалаш.

Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.

Велосипед, машина, дом, поезд.

Старик, ребенок, корова, подросток.

Корова, волк, заяц, лиса.

Игра «Определите взаимосвязь слов».

  Дается пара слов: одна пара полная, вторая неполная. По первой паре слов нужно определить смысл, взаимосвязь и по этой аналогии найти второе слово.

Пример:  корова-теленок, кошка – ( котенок), потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.

Темный — светлый, мокрый — ... (сырой, пасмурный, сухой).

Папа — мама; бык — ... (коза, коро­ва, овца).

Мебель — стол, посуда — ... (машина, чашка, яблоко).

Время — часы, температура — ... (ртуть, читать, градусы).

Круг — шар, квадрат — ... (тело, куб, четырехугольник).

Животное — лев, пища — ... (обед, кухня, хлеб).

Игра «Объединяющее понятие».

  Даны два слова, которые мож­но объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить од­ним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).

 Пример: ель, дуб — ... (деревья).

Лимон, апельсин — ... (фрукты)

Суп, чай — ... (пища)

Стол, стул — ... (мебель)

 

 

 

Игра «Найди противоположное слово».

   Пример: день — ночь (противоположное слово). Лето — ... (зима), осень— ... (весна), горячий — ... (холодный), твердый — ... (мягкий), добрый — ... (злой), черный — ... (белый), чистый — ... (грязный), холодный — ... (теплый) и т. д.

 

Игра «Найди как можно больше слов».

Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым)? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых су­ществ нет ног?

 

Игра «Найди предмет».

 Эту игру можно организовать произ­вольно. Ребенок должен узнать предмет по каким-то признакам.( по цвету, по вкусу, со составу, по форме)

Игра «Бывает — не бывает»

  Называйте ребёнку какую-нибудь ситуацию, предупредив его, что он должен подать определённый сигнал только в том случае, если такая ситуация реальна. Например, вы говорите: «Мышь поймала кошку». Ребёнок не хлопает в ладоши, потому что такого не бывает. Но, услышав фразу «Я съел кашу», ребёнок хлопает в ладоши- это реаль­ная ситуация.

 

Корабль летит по небу.

Белка грызёт орех.

Я сижу на облаке.

Кенгуру читает газету.

Днём сияют звёзды.

Девочка надевает пальто.

Пальто надевает девочку.

Игра «Назови одним словом»

  Предложите ребенку назвать одним словом ( обобщающим) группы предметов.

Пример: Яблоко, груша, персик – это фрукты.

Малина, клубника, смородина – ягоды.

Медведь, волк, лиса – дикие животные.

 

 

Игра»Последовательные картинки»

Предлагается серия из 3-5 рисунков, в которых рассказыва­ется о каком-то событии, происшествии, понятном ребёнку. Пусть он рассмотрит карточки, повертит их в руках, позна­комится с содержанием. После этого попросите разложить карточки так, чтобы получился связный рассказ, который должен быть последовательным и логически обоснованным. Желательна стилистически грамотная формулировка.

 

Игра « Сложи разрезные картинки»

Разрежьте несколько открыток на 6-8 частей и предложите ребенку собрать так, чтоб получилось изображение.

 

Игра «Так не бывает»

Предложить ребенка посмотреть на картинку, на которой изображена нелепая ситуация. Попросить ребенка рассказать, что неправильно нарисовал художник. Пусть ребенок так же попробует объяснить, почему так не бывает.

Категория: Мои статьи | Добавил: vfif (09.02.2011)
Просмотров: 610 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz