Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ
достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Психологу-практику необходимо знать три главных момента:
Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее
физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан1, в готовности к
агрессии.
Выделяют множество
факторов, влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности
человека (сниженная произвольность,
низкий уровень активного торможения и
т. д.);
д) социально-культурный статус семьи и т. д.
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на
те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления
будут повсеместными и станут
чертой характера.
Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной:
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться
в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих
Причины
агрессивности детей и методы их коррекции
Причина
|
Методы
коррекции
|
1. Недостаток двигательной активности,
недостаток физической нагрузки
|
- подвижные игры
- спортивные эстафеты - «минутки радости» между занятиями
|
2. Дефицит
родительского внимания, неудовлетворенная потребность
в родительской любви и принятии
|
- беседа с
родителями - направление к психологу - наблюдение за поведением ребенка -
совместное включение в сюжетно-ропееые
игры - налаживание эмоционального
контакта с ребенком
|
3. Повышенная
тревожность (комплекс несоответствия)
|
-Н-Н-
|
4. Усвоение
эталонов агрессивного поведения в семье
|
- беседа с
родителями - направление к психологу
|
5. Косвенно стимулируемая агрессивность
(СМИ, игрушки)
|
- препятствовать появлению в группе таких игрушек или
направлять их агрессивный потенциал в
положительное русло -
проигрывать и оговаривать сюжеты положительных
мультфильмов и сказок - аретопсихотерапия - ненавязчивые разъяснения
поступков действующих лиц - давать варианты и образцы миролюбивых способов
общения - обсуждать книги, предусмотренные программой - перевод драк в
конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ
|
6. Низкий
уровень развития игровых и коммуникативных навыков
|
- подвижные,
сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния
- психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое
самовыражение - обучение приемам саморасслабления - разработка программ
обучения коммуникативным навыкам
|
|