Дети восстают не против правил, а против способов их
внедрения.
Правила необходимы. Когда есть правила, дети чувствуют, что
о них заботятся, что их любят.
Правила.
1. Правила ограничения и запретов обязательно должны быть у
каждого ребенка.
2. Правил не должно быть слишком много и они должны быть
гибкими ( напр: ребенок всегда идет в койку в 9 вечера, но, в новогоднюю ночь,
предварив исключение специальной беседой-объяснением, ребенок должен иметь
право заснуть тогда, когда ему хочется)
3. Родительские установки не должны вступать в противоречие
с важнейшими потребностями ребенка ( потребность в любви, ласке, понимании,
свободе, независимости и т.д.)
4. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой (
договариваться лучше вне присутствия ребенка)
5. Тон, которым сообщается требование или запрет, должен
быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным ( как говорится, из души
– в душу на его языке)
6. Наказывая ребенка, правильней лишить его хорошего, чем
делать ему плохо
( не рассказывать на ночь сказку, например)
«Трудные» дети – самые чувствительные. Именно это и лежит в
основе основополагающих причин их плохого поведения.
Причины плохого поведения.
1. Борьба за выживание ( нарушение базисных установок, с
которыми ребенок приходит в мир: «Я есть!», «Я – хороший», «Я любим», «Я нужен,
обо мне заботятся». Зачастую это является следствием частых отлучек матери из
дома или нарушением/отсутствием психоэмоциональной связи между матерью и
ребенком – мать формально выполняет свои родительские обязанности)
2. Борьба за самоутверждение ( кризис 3-х лет, пубертатный
период)
3. Желание отомстить ( развод; ревность к другому ребенку;
ссоры родителей; частые или длительные периоды жития у бабушек-дедушек, в
пионерлагерях; резкие замечания – вы сделали мне плохо, и я сделаю вам плохо)
4. Потеря веры в собственный успех из-за низкой самооценки (
важно, что у родителей была адекватная самооценка)
Обратите внимания на свои чувства, когда ребенок что-то в
очередной раз натворил.
Если чаще всего вы испытываете:
А) …раздражение, то причина 1. ( см. «Причины плохого
поведения»). Ребенку не хватает вашей энергии, любви, внимания, ощущения
незыблемости вашей связи с ним.
Б) …гнев, ярость, то причина 2. Ребенок испытывает
потребность в здоровом самоутверждении, формируется Эго в раннем возрасте.
В) …обиду, то причина 3. Ребенок возвращает вам свою обиду.
Г) … отчаяние, безнадежность, то причина 4.
Еще мне очень понравился совет, как реагировать на плохое
поведение. Нужно пробовать не реагировать привычным образом. Это сбивает
ребенка с толку, помогает ему отвлекаться от стереотипного поведения. Я сегодня
пытаюсь реагировать неожиданно для Степки. Но чаще все-таки старые реакции…
|